Совершенно случайно, за несколько дней до премьеры, узнал о новом фильме Бориса Хлебникова «Снегирь» (2023 год)…
Вообще-то, я специально не слежу за поведением каждого отдельного известного человека и узнаю всё хорошее или плохое абсолютно случайно: когда кто-нибудь из них – знаменитостей – «учудит» такое, что о событии напишут заметные СМИ и френды из социальных сетей. Борис Хлебников, оказывается, тоже смог сделать аж несколько вещей, которых я от не ожидал от того Хлебникова, что представлял себе на основании нескольких старых интервью: продолжил снимать в России, представил новый фильм на михалковском 45-ом Московском кинофестивале (да, в апреле 2023 года), выпустил этот же фильм в прокат (8 июня 2023 года). Из стартовых титров зритель узнаёт, что новый фильм снят, в том числе, и при финансовой поддержке Министерства культуры.
В общем, моё довоенное представление о режиссёре и факт появления свежего фильма вместе вызвали некоторое, скажем так, удивление. Но несколько уважаемых мною людей высказались о самом фильме хорошо, да и в списке задействованных актёров я обнаружил несколько хороших имён (а известных мне плохих – не обнаружил), так что я всё-таки «Снегиря» решился посмотреть.
Если бы не окружающая нас реальность, я бы просто рассказал вам, какой «Снегирь» хороший фильм. Не фильм-катастрофа, как определили его в заголовке статьи Антона Долина на «Медузе», а, скорее, приключенческо-производственная драма. Драма о тяжёлых и опасных буднях простых (часто внешне глупых или грубых, но, в общем, по-человечески хороших) работяг, которым некуда больше податься в поисках заработка, как на родное проржавевшее корыто с парадно-новым российским флагом. Но окружающая реальность добавляет фильму таких новых смыслов, что я даже не возьмусь их все перечислять. Главное – принцип: увиденная история становится ещё грустнее. В какой-то мере даже катастрофичной – но не в смысле киношного экшена, а в смысле судьбы главных героев и самой посудины, с которой им некуда бежать. Хорошо, что грусть и катастрофичность – как и их природа – доступны только понимающему зрителю, но не цензорам из Министерства культуры: не известно, сколько времени и какими путями добирался бы до нас запрещённый «Снегирь».
Но он – всё-таки обошёл по фарватеру и добрался. И его стоит посмотреть: оказалось, что замаскированному под «осторожно-нейтральный» сценарию новые смыслы добавили именно те условия, от которых «страховались» создатели фильма. Но и в мирное время «Снегирь» оказался бы хорошим фильмом: благодаря сценарию, актёрам и оператору. Удивило меня только то, что работяги-рыбаки изъясняются там исключительно на литературном русском языке: в любых, даже самых трудных ситуациях и по ходу любых хулиганских или глупых выходок.
Да, а ещё я впервые, кажется, увидел Александра Робака в нормальном фильме, а не в сериале. Даже удивился. И порадовался за него.
В общем, не бойтесь и смотрите спокойно. Достойный российский фильм – редчайшая вещь в наши времена.
N.B.: давние читатели могли заметить, что я не смотрю фильмы некоторых жанров (анимация, фэнтези, боевики, лёгкие комедии, мюзиклы) и почти не смотрю сериалы. Если же вам интересны такие фильмы (или вы просто хотите узнать, откуда я узнаю о некоторых интересных фильмах) – можете поискать идеи для просмотра в кинорецензиях Алекса Экслера.