Давно мне не попадалось таких хороших фильмов, как «Дьявольская баня» («Des Teufels Bad», режиссёры Вероника Франц и Северин Фиала, 2024 год). В русскоязычных описаниях название этого фильма иногда почему-то переводят как «Одержимая», а жанр определяют, среди прочего, как фильм ужасов. На самом же деле в фильме нет – с кинематографической точки зрения – никаких ужасов (если не считать показанное очень издалека сбрасывание муляжа младенца в водопад, изображающей обрубленное тело давно казнённой женщины куклы и оставленное за кадром отрубание головы двуручным мечом), а одержимость главной героини имеет очень небольшой вес в сюжете фильма. Но я бы обо всём этом не узнал, если бы совершенно случайно, почти чудом не последовал совету малознакомого кино-знатока.
Зато теперь у меня есть возможность поделиться с людьми информацией, на основании которой каждый сможет принять по-настоящему взвешенное решение – смотреть или не смотреть этот фильм.
Начнём, пожалуй, с ужасов. В некотором смысле фильм можно назвать историческим: его сценарий основан на недавнем исследовании американской учёной Кэти Стюарт, посвящённого Германии XVII–XVIII веков. В те времена, судя по историческим документам, страдавшие от депрессии и помышлявшие о самоубийстве люди специально совершали преступления и сразу «сдавались властям»: таким образом они не только получали смертную казнь, но и отпущение грехов перед ней. А обыкновенные самоубийцы, как им было хорошо известно из достоверных источников, обязательно попадают в ад – вот и приходилось расставаться с жизнью через навлечение на себя казни. (Мне кажется логичным предположить, что подобное могло регулярно случаться не только в Германии, но и в других странах Европы; к фильму это моё предположение никакого отношения не имеет.) Преследуя цель быть казнёнными, мужчины обычно прибегали к садомии, а женщины – к детоубийству. Фильм «Дьявольская баня» как раз и рассказывает об одной из таких женщин: ладящей более с природой чем с людьми девушке, которая выходит замуж за хорошего в общем, но странноватого временами человека, не находит общего языка со свекровью и быстро узнаёт, что никак не сможет стать примерной женой своего мужа и матерью его детей. Зато она – очень религиозна, «очень» даже по меркам XVIII века. Так что с быстро развивающейся депрессией (в народе этот недуг тогда называли «баней дьявола») она может распрощаться только уйдя из жизни… Вот всё это вместе взятое и оказывается депрессивно-ужасным. Так что я бы назвал фильм исторической драмой о человеческом невежестве, а не «ужастиком». И заметил бы, что показанные зрителю формы невежества до сих пор не искоренены до конца.
А с «одержимостью» главной героини всё совсем банально. Во-первых, как я уже упоминал, она – очень религиозна даже для своего времени: создателям фильма эта её особенность была нужна, скорее всего, для того, чтобы лишний раз не объяснять силу страха перед перспективой «попасть в ад». Во-вторых же, главная героиня одержима идеей о том, что она обязательно должна стать матерью детей своего мужа: без лишних (во всех смыслах) рассуждений повторю, что неудача на этом фронте – одна из причин развившейся депрессии. В общем, отдельным российским переводчикам не стоило бы выпендриваться и придумывать название, альтернативное оригинальному.
Про сам фильм скажу, что он – мрачный во всех смыслах, но – интересный, почти захватывающий, по-своему красивый и страшный / ужасный только в переносном смысле (типа, до чего люди могут себя довести собственными религиозными фантазиями). Так что я посоветовал бы всем «Дьявольскую баню» посмотреть.
Вот только муж главной героини оказался каким-то урезанным персонажем – что жаль.
N.B.: давние читатели могли заметить, что я не смотрю фильмы некоторых жанров (анимация, фэнтези, боевики, лёгкие комедии, мюзиклы) и почти не смотрю сериалы. Если же вам интересны такие фильмы (или вы просто хотите узнать, откуда я узнаю о некоторых интересных фильмах) – можете поискать идеи для просмотра в кинорецензиях Алекса Экслера.