Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк прокомментировал сообщения о том, что российский беспилотник «Шахед» упал на территории Латвии, а ещё один дрон пролетел через территорию Румынии (в сторону Украины) в минувшие выходные.
В телеграм-канале он написал:
Хорошо известно (даже россиянам), где сегодня проходят географические границы НАТО. Но никто не знает, где у НАТО… предел терпения. Когда теоретически самый мощный военный альянс в истории на практике будет готов защищать свои границы? Эту информацию стратегической ценности россияне добывают традиционным для себя способом – циничной разведкой боем.
В течение выходных во время атак на территорию Украины российские БПЛА дважды нарушали воздушное пространство государств НАТО. Первый, разведывательный, через Беларусь добрался до Латвии и упал возле города Резекне. Второй, ударный, типа Shahed, истребители ВВС Румынии встретили над своей границей, сопроводили через румынское пространство и проследили, как БпЛА вылетел для поражения цели на территории Украины.
Опыт проведен, получен четкий результат. Теперь противник знает: НАТО не будет отвечать на нарушение воздушного пространства беспилотными аппаратами и атаку на свою территорию, которая не привела к жертвам. Что будет дальше, легко предсказать: нарушение границы самолетами и возможные «инцидентные атаки» с небольшим количеством жертв.
Россияне всегда применяют примитивную «тактику салями»: дискредитируют НАТО во время незначительных, на первый взгляд, инцидентов. Они медленно эскалируют конфликт, пытаясь избежать активации статьи 5 Устава блока о взаимной обороне. Цель – расшатать уверенность отдельных членов Альянса, заставить задуматься о сепаратных договоренностях с РФ. И кто может сказать, что этот план не работает?
Замечание про «НАТО не будет отвечать на нарушение воздушного пространства» – логичное, но, одновременно, и – алармистское. Правильно было бы сделать вывод, что НАТО – как и весь коллективный Запад – по традиции будет несколько месяцев раздумывать, выражать озабоченность и набираться храбрости, а потом, как это до сих пор происходит с поставками оружия, всё-таки решится сбивать пролетающие российские железки.
Подоляку же хочется, чтобы период раздумий был как можно короче. И я могу его понять.